Почему банки сокращают кредиты, несмотря на снижение процентных ставок?

Почему банки сокращают кредиты, несмотря на снижение процентных ставок?

Сентябрь 2025 года стал для банковской сферы неожиданно прохладным. Хоть ключевая ставка Центробанка снижалась, стремление к кредитованию, наблюдаемое летом, внезапно приостановилось, сообщает Дзен-канал "SM Юрист".

По данным консалтинговой компании «Frank RG», в сентябре банки выдали жителям России 2,3 миллиона кредитов на общую сумму в 946,8 миллиарда рублей. Эти цифры выглядят впечатляюще, но по сравнению с августом количество предоставленных займов упало на 4,2%, а объем — на символические 0,01%.

Сегменты под давлением

Наибольшее отступление происходит в секторе потребительских кредитов наличными. Здесь падение значительно: уменьшение на 6% по количеству договоров (1,74 миллиона) и на 10% по сумме — до 324,2 миллиарда рублей. Сложившиеся обстоятельства могут говорить о том, что россияне решили отложить крупные покупки, а банки уменьшили риски.

Несмотря на снижение ставок, уровень долговой нагрузки все еще остается высоким, а банки нынче стали более разборчивыми. Заемщики теперь несколько раз подумают, прежде чем согласиться на займ с процентной ставкой 30%.

Ипотечный рынок: рост за счет цен

Ситуация в ипотечном секторе выглядит немного оптимистичнее, хотя и не без нюансов. Количество новых ипотечных договоров в сентябре снизилось на 1%, но общая сумма выданных средств возросла на 3%, достигнув 399,2 миллиарда рублей. Этот рост обусловлен не увеличением спроса, а ростом цен на жилье, средняя стоимость которого возросла до 4,98 миллиона рублей.

Это означает, что статистика может выдавать хорошие показатели, даже если реальность на поле хуже.

Автокредиты: редкий успех

На фоне общего снижения кредитования выделяется сегмент автокредитов, который в сентябре продемонстрировал рост. Продажи автомобилей с поддержкой банковских кредитов увеличились на 10,8% по количеству и на 15% в денежном выражении, приближаясь к 200 миллиардам рублей. Вероятно, этому способствовали сезонные скидки и активность автосалонов, а также желание клиентов «купить сейчас, пока не подорожало».

Тем не менее даже в этом сегменте устойчивость выглядит скорее иллюзорно. Растущий интерес наблюдается, но основан в основном на краткосрочных ожиданиях, нежели на реальном улучшении финансового положения населения.

Источник: SM Юрист

Лента новостей